Мембранный Давид и рамный Голиаф
Аннотация
Статья посвящена разъяснению преимуществ мембранных конструкций по сравнению с рамными, традиционно, в большом количестве, производимые, в настоящее время российскими заводами металлических конструкций. Данная статья условно разделена на пять частей:
- Универсальная строительная продукция.
- История вопроса.
- Рамные каркасы.
- Мембранные каркасы.
- Перспективы развития.
В каждом из разделов проводится анализ обсуждаемых вопросов, рассматриваемых в данных разделах, аргументированно доказывается преимущество мембранных конструкций, по сравнению с рамными. Доказывается, что при массовом применении мембранных конструкций можно сократить расходы стоимости строительных конструкций, а также значительно сократить затраты на трудоемкость изготовления и монтажа, что позволит значительно сократить общую стоимость строительной конструкции здания или сооружения.
Для продвижения массового применения мембранных конструкций в строительном производстве авторы приглашают заинтересованные организации к сотрудничеству и к борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Ключевые слова
свободный (безопорный) пролет, проектная индивидуальность, массовая серия, стропильно-прогонная система, опорный контур, рамное покрытие, мембранное покрытие, паразитное пространство, большепролетное сооружение, архитектурная выразительность, атмосферостойкая и нержавеющая сталь, металлургическое лобби
Универсальная строительная продукция
Как известно проектирование строительный металлических конструкций осуществляется согласно следующим нормативным документам и законам.
Создать строительный продукт, объемно-планировочные и конструктивные решения которого будут отвечать вообще любым требованиям, заведомо невозможно. Даже для объектов схожего назначения в одном районе строительства задача унификации решается весьма условно. Строительные продукты это всего лишь оболочки эксплуатационных процессов, в которых наблюдается разнообразие технологии внутри и природные условия снаружи, так и разнообразие в самих оболочках. При этом оболочкам желательно не вступать в конфликт со сложившейся или формируемой архитектурно-градостроительной средой.
Декларируемая универсальность зданий и сооружений по стальным каркасам иллюзорна. Им органически присущи, как минимум, следующие недостатки и ограничения:
- разработка, производство, монтаж и эксплуатация каркасов из стали дороже их конструкционных аналогов из сборного или монолитного железобетона, дерева или композитов;
- расчетная подвижность легких стальных конструкций выдвигает весьма специфические требования к ограждающим конструкциям и внутренним инженерным системам объектов.
Реальными же достоинствами стального строительства являются:
- механические свойства стали, позволяющие формировать из нее безопорные пролеты с длиной и несущей способностью, недостижимой другими строительными материалами;
- возможность скоростного монтажа, мало зависящую от района и сезона работ, и обеспечивающую быстрый ввод в проектную эксплуатацию самых крупных и сложных объектов;
- сравнительная легкость трансформации зданий и сооружений, возведенных по стальному каркасу, под изменяющиеся со временем эксплуатационные потребности.
Принятие решение в пользу стали следует из объективного анализа ее достоинств и недостатков в конкретных функционально-строительных условиях.
При исключении добывающих, энергетических, транспортных, коммуникационных, защитных и иных специальных объектов, сферами рационального использования стальных каркасов можно признать:
- в техническом смысле – эксплуатационную потребность для больших пролетов, высот и нагрузок;
- в финансовом смысле – готовность к большим инвестициям в расчете на малый срок окупаемости.
Применение стальных несущих конструкций в каких-либо иных архитектурных целях – дань, собираемая лукавой рекламой разработчиков, производителей и подрядчиков!
История вопроса
С конца Крымской и до начала Первой мировой войны российская школа строительства из чугуна и стали соответствовала мировому уровню, а по ряду направлений занимала лидирующие позиции. Этому способствовали объективные условия:
- ажиотажный спрос как на большие пролеты мостов, фабричных цехов и общественных зданий, так и спрос на горнодобывающие, и фортификационные сооружения с кранами большой грузоподъемности;
- высокий уровень развития математики, теоретической механики, сопротивления материалов, теории упругости и строительной механики;
- приоритеты в области электрической дуговой сварки металлов;
- дефицит качественных сталей, что побуждает к поиску оптимальных форм.
После потрясений 20÷30ых годов, строительная наука и практика сумела сохранить историческую преемственность, внесла неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне и к середине ХХ века восстановила свои мировые позиции. Годом завершения формирования именно советской школы конструкционного строительства можно, видимо, считать 1955 год – переход к расчету по методу предельных состояний, который в настоящее время является основным методом определения несущей способности для всех типов несущих конструкций, выполненных из различных строительных материалов.
К условиям плановой экономики проектно-строительная иерархия в Советском Союзе была приспособлена великолепно:
- на верхнем уровне – это общесоюзные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технолого-внедренческие институты, разрабатывавшие уникальные проекты для обеспечения престижа и обороноспособности страны, а, в качестве побочного продукта, серии массовых конструкций;
- посередине – проектные организации ведомств и административных единиц, профильные кафедры высших учебных заведений и конструкторские бюро предприятий-лидеров строительного комплекса, выпускавшие проекты для общего промышленного и гражданского строительства;
- наконец, потребители, не получившие фонды на конструкции индустриального производства, и изготавливавшие их своими силами по массовым сериям из наличного сырья –это, как раньше, так и сейчас называется производство «хозяйственным способом».
На верхнем и, отчасти, на среднем уровне иерархии, проектная индивидуальность строительных оболочек была аксиомой, которая обосновывала разработку и реализацию целого спектра прогрессивных конструкционных форм: ванты, мембраны, оболочки, структуры, арки, складки.
В 90-е годы государственное финансирование науки и производства прекратилось, и вся иерархия обрушилась. Инновационные проекты больше не создавались и не воплощались. Рынок диктовал свои условия – отечественное строительство захватили массовые серии и, прежде всего, здания и сооружения по рамным каркасам.
Рамные каркасы
Единственное, зато колоссальное достоинство рам – простота, точнее примитивизм их изготовления. Не только станочного парка, но даже инженерного участия для этого не нужно, поскольку все типоразмеры уже приведены в массовых сериях полувековой давности. Серии издавались для того, чтобы каркасы, сделанные ручным инструментом в условиях машинно-тракторных станций или вагоноремонтных мастерских, были утилитарными надежными и безопасными, при этом по технико-экономическим показателям рамы – наихудший способ строительного использования стали:
- стропильно-прогонная схема покрытия из множества стержней, работающих на изгиб, определяет излишнюю металлоемкость, с увеличением пролетов и шагов рам растущую в степенной прогрессии;
- перекрытие пролетов свыше 60 метров рамами затруднительно из-за весогабаритных параметров конструкций, а свыше 100 метров без внешней разгрузки, например, вантами – вообще невозможно;
- узлы, а часто и стержни индивидуального изготовления требуют титанического объема ручного труда, как при изготовлении, так и на монтаже, без всякой перспективы автоматизации процессов;
- для рамных стальных конструкций, особенно тонкостенных, необходим комплекс мер по огнезащите и защите от коррозии – а стоимость этих мер пока много опережает их эффективность;
- пространство, занимаемое в здании или сооружении конструкциями рамного покрытия, по сути, паразитное – его необходимо ограждать и отапливать как полезный объем, но нельзя использовать.
По мере восстановления российской государственности конъюнктура изменялась, теперь спрос фокусируется на качественных и легальных строительных продуктах, а труд и сырье обрели свою подлинную цену. Пена схлынула – рынок ждет перемен!
Мембранные каркасы
В 60÷70-х годах прошлого века – без преувеличения «золотой период» отечественного строительства – себя прекрасно себя зарекомендовали мембранные покрытия большепролетных сооружений. Пика своего развития они достигли при сооружении спортивно-зрелищных объектов Олимпиады-80. Мембранам присущи следующие экстраординарные качества:
- благодаря работе стали в мембранах на чистое растяжение, листом толщиной всего в 1.5…3.0 мм можно перекрывать пролеты в сотни метров, создавая огромные площади абсолютно свободной планировки без каких-либо промежуточных опор
- отсутствие в мембранах изгибающих моментов делает приведенную металлоемкость покрытий инвариантной к снеговой нагрузке, пролету и шагу опор – моменты возникают только в опорном контуре, но его доля в общей массе покрытия мала;
- мембраны огнестойки (под действием высокой температуры они просто провисают) и не склонны к прогрессирующему обрушению даже при отказе нескольких опор
- мембраны совмещают в себе несущие и ограждающие функции, поэтому для постройки объекта в заводских условиях нужно изготовить только конструкции контура, опор и связей, а лист в рулонах, как правило, поставляется прямо на строительную площадку
Мембраны не нашли широкого применения только потому, что выполнялись из малоуглеродистой, самой дешевой стали и по соображениям плохого сопротивления коррозии их толщина принималась проектировщиками и конструкторами в пределах от 4 до 8 мм.
Достижения XXI века – возможность производить тонкие листы с эффективными и долговечными защитными покрытиями, доступный атмосферостойкий и нержавеющий прокат в целом, сняли эту проблему. Толщину мембраны стало возможным принимать по прочностному расчету и использовать для перекрытия не только в уникальных зданиях с пролетами от 48 до 500 метров, но и в зданиях с самыми востребованными массовыми пролетами.
В качестве примера покажем на рис. 1, 2 экспериментальное покрытие с навесом из мембраны.

Таким образом, современные мембранные покрытия ожидаемо легче своих рамных аналогов на всех достижимых рамами пролетах.
В ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко проводились исследования работы мембранных конструкций, как больших, пролетов, так и пролетов массового использования для металлических конструкций результаты которых приведены в работах.

Аналитическая зависимость представлена на графике зависимости между расходом стали и перекрываемым пролетом, показанном на рис. 3:

Из анализа, представленной выше зависимости, отметим следующее.
- Расчеты выполнены для объектов с прямоугольными планами – перекрытие сложных планов рамами затруднительно и ведет к скачку их металлоемкости.
- Значения металлоемкости в пролетной части здания из мембранных покрытий характерно для покрытий из вантовых систем.
- Значения металлоемкости в пролетной части здания из мембранных покрытиях и рамных покрытий характерны для пролетной части, выполненной из легких структурных конструкций.
- Значения металлоемкости из рамных покрытий характерно для тяжелых стальных каркасов.
Понятно, что графики металлоемкости реальных объектов не будут такими гладкими, при этом дисперсию вызовут и технологические требования, и внешние условия, и принятые проектные решения. Но общая тенденция сохранится: одноэтажные здания и сооружения с мембранными покрытиями всегда будут дешевле в производстве и быстрее в монтаже, чем самые глубоко проработанные рамные конструктивы.
Адаптивность мембраны к пространственной форме опорного контура позволяет выполнить тонкую инженерную подготовку объемно-планировочных решений к нуждам эксплуатации, исключающую паразитные пространства. Кроме того, посредством мембран можно создавать объекты исключительной архитектурно-эстетической выразительности.
Перспективы развития
Возникает естественный вопрос: «Если мембраны настолько совершенны, то почему они известны только специалистам, а отечественный рынок по-прежнему захламлен рамами?». Ответ прост: «В стране есть бенефициары перерасхода стали». Их можно условно сгруппировать:
- заводы-производители конструкций и аффилированные ими проектные и монтажные организации, прибыль которых зависит от брутто-тонн стали, вложенных в объект;
- металлургические компании и трейдеры стального проката, которые заинтересованы в росте продаж своей продукции, как в строительство, так и в любую другую отрасль.
Первая группа действует на потребителей через недостоверную, но навязчивую рекламу. Кроме того, на ее стороне огромная галерея объектов, в разные времена построенных по рамным каркасам. Способ противодействия очевиден – продвигать информацию о конструкциях следующего поколения через СМИ, проектные, подрядные, страховые и кредитные организации. И, главное, в пику рамам выпустить серии сверхэкономных мембранных каркасов на разные пролеты/высоты и строить, строить, строить. На старте принципом индивидуализации проектов можно и должно поступиться! Мембрану лучше один раз потрогать, чем сто раз посмотреть фотографии варварски уничтоженного стадиона «Олимпийский» в г. Москве, или комплекса «Петроградский» в г. Санкт Петербург.
Вторая группа действует умнее – через стагнацию профильного образования и проектно-строительных нормативов:
- темы курсовых работ по специальности «Промышленное и гражданское строительство» у восьми поколений инженеров неизменны – балочная клетка и рядовая рама;
- в Своде правил «Стальные конструкции» тонколистовым покрытиям посвящены пять благих пожеланий, но не приведено вообще никаких норм конструирования.
Хорошо, что в высшем образовании и прикладной науке есть подвижники, осознающие роль строительного комплекса в суверенной экономике: создать футуристическую продукцию на архаичных площадях невозможно! Хорошим примером ответственности и профессионализма служит Отдел металлических конструкций ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко, выпустивший Свод правил «Конструкции покрытий пространственные металлические», а также рекомендации по расчету мембранных покрытий, где методика конструирования простые методы расчета и применения мембран представлены в экспертном объеме.
Металлургическое лобби могущественно и противостоять ему в одиночку не по силам ни авторитетному Институту, ни флагманскому Заводу. Поэтому авторы приглашают к сотрудничеству всех коллег, осознающих, что в агрессивной внешней среде эволюционное развитие российскому стальному строительству противопоказано – необходим революционный прорыв, и, конечно же, надеются на сотрудничество.
Данная статья размещена в Научно техническом журнале "Строительная механика и расчет сооружений"
Эксперт Штраус Павел Видвудович. Консультации по телефону: +7 499 643-53-46