С праздником, дорогие друзья! С хорошо встреченным и правильно отмеченным Днем Металлурга! И очередным поводом напомнить о важности и нужности сталелитейной отрасли для отечественной экономики.
Президент, поздравляя металлургов с профессиональным праздником, затронул две актуальные темы. Первая — это необходимость глубокой модернизации отрасли на базе отечественных технологий и оборудования, а вторая — расширение спроса на стальную продукцию в России за счет запуска крупных инвестиционных проектов.
Обе задачи, прямо скажем, стратегические, но первая — на более отдаленную перспективу. Собственное производство металлургического оборудования в России надо воссоздавать практически с нуля. Причем оно изначально должно быть достаточно конкурентоспособным, чтобы иметь качественные преимущества, как минимум, по сравнению с китайскими аналогами.
На сегодняшний день эта цель выглядит труднодостижимой, но, как говорят китайские товарищи, дорога в тысячу ли начинается с первого шага. Не исключено, что его уже сделали сами металлурги, начавшие с изготовления на своих же мощностях комплектующих для собственных нужд. Стартовавший в прошлом году проект Магнитогорского меткомбината по прокатным валкам тому красноречивый пример.
Что касается инфраструктуры, то вся прошедшая неделя, можно сказать, прошла под ее знаком. Началось с торжественного открытия двух участков автомобильных магистралей. Жаркая погода на Юге России и перебои с поставками электроэнергии во всю мощь подняли вопрос о расширении энергетической инфраструктуры. А завершилась неделя глобальным сбоем в операционной системе Microsoft — тоже инфраструктурной сфере, только информационной.
Кроме того, постоянным фоном для российской металлургии и металлоторговли в последние месяцы являются нарастающие проблемы железнодорожной сети. Перевозки превращаются в тормоз для экономики. В транспортной кровеносной системе государства образуются тромбы.
Возможно, для ускорения реализации проектов в этой сфере необходимо все-таки использовать средства из Фонда национального благосостояния, поскольку нормальное функционирование железнодорожного транспорта жизненно важно для всей страны. Хуже, если основные трудности не в деньгах, а в нехватке ресурсов, включая кадровых, и качестве управления. Впрочем, начать решение обострившихся проблем транспортников как раз и предлагается с организации.
Также не нужно забывать и о проявившихся прошлой зимой проблемах с коммунальными сетями. Ведь за каждым жарким июлем почему-то всегда приходит ноябрь. В общем, инфраструктура действительно может обеспечить солидный прирост потребления стальной продукции. Причем положение дел там уже такое, что откладывать на будущее уже ничего нельзя.
Российской металлургической отрасли действительно очень нужен дополнительный внутренний спрос. Сегодня она без него просто задыхается. Производители не хотят останавливать свои мощности или сильно снижать уровень их загрузки, и в этом они правы. Но рынок не может потребить столько стальной продукции, сколько ее производится. Из-за этого получается переполнение сбытовых каналов и падение спотовых цен.
Металлургические компании продают арматуру, горячекатаный лист и рулон примерно в одном интервале — 68-69,5 тыс. руб. за т. Но некоторые игроки на споте готовы перепродавать арматуру и лист по 63,5-64,5 тыс. руб. за т, а отдельные типоразмеры труб могут идти в Москве еще дешевле. При этом, продавцы — отнюдь не практикующие мазохисты. Просто продажи должны идти, металл не должен лежать на складе. Иначе его хранение при нынешних кредитных ставках обойдется в копеечку, точнее, в полновесные тысячи рублей за тонну.
В конце текущей недели экономика обреченно ждет нового повышения ключевой ставки. Вопрос лишь в том, какого уровня она достигнет — 17%, 18% или надо брать еще выше. Шаг, поражающий своей неизбежностью и бессмысленностью.
С одной стороны, инфляционные процессы ускорились, а на это нельзя не отреагировать. С другой, повышение ставки может повлиять только на один фактор — спрос со стороны населения и частного сектора, не имеющего доступа к государственному финансированию. Между тем, даже в Банке России признают, что у ползучего повышения цен, которое, собственно, и называется инфляцией, есть много других причин — недавний подъем коммуналки, нехватка специалистов, высокие затраты на импорт и логистику вообще, повышение налогов и платежей, удорожание тех же кредитов, спрос со стороны оборонки и стратегических проектов, стимулируемых государством.
Однако на них повлиять Центральный банк не может, поэтому и крутится с тем, что есть. Как тот помощник врача из анекдота, который лечил все недомогания пургеном.
Ведущие металлургические компании заявляют о том, что заключили экспортные контракты на август-сентябрь, что позволит немного уменьшить давление на российском рынке горячекатаного проката. Но удовольствие это весьма сомнительное. Мировой рынок находится в глубокой депрессии. Поэтому разница в стоимости одной и той же стальной продукции на условиях CPT Москва и FOB может достигать, с учетом экспортных пошлин, 14-15 тыс. руб. за т. Кажется, пошлины сейчас немного лишние...
Вообще, о глубине той ямы, в которой сейчас находятся рынки, может сказать сравнение текущих цен, скажем, с уровнями начала второй половины доковидного 2019 г. В то время ситуация была не слишком благоприятная, мировой рынок находился на спаде, откуда его вытянут только «антиковидные» триллионы.
Так вот, за пять лет, наполненных множеством событий и отличающихся резким ускорением инфляционных процессов, долларовые котировки на горячекатаный прокат на условиях FOB Черное море выросли всего на 13,5%, в странах Персидского залива (CFR) — менее чем на 6%, в странах АСЕАН — либо не изменились вообще (Вьетнам), либо прибавили до 5%.
Заготовка, экспортируемая российскими компаниями через черноморские порты, подорожала за пять лет на 17%, а в странах Юго-Восточной Азии (CFR) произошел рост немногим более чем на 8%. Зато турецкие компании добились повышения экспортных котировок на арматуру на 24%, но все равно не догнали металлолом, подорожавший на местном рынке на 30%.
Что видно из этих сравнений? В первую очередь, бросаются в глаза плоды перепроизводства стали в Китае. По сравнению с летом 2019 г. горячекатаный прокат на Шанхайской фьючерсной бирже подешевел на 13,6% в юанях, а арматура — на 6,0%. Долларовые экспортные котировки китайских компаний на горячекатаный прокат прибавили, но всего на 3,3%, а на сортовой прокат — уменьшились на 3-4%.
Впрочем, китайцы, как ни странно, сильно не проиграли, так как железная руда за тот же пятилетний период опустилась в цене в долларах на 11,5%. Так что, уменьшение котировок в Китае сопровождается снижением себестоимости хотя бы по сырью. Кстати, металлолом за пять лет ощутимо прибавил, подорожав на различных региональных рынках на 24-30%.
Таким образом, экспортные операции стали менее выгодными. А как насчет внутреннего рынка? В рублях цены на горячекатаный прокат сегодня превышают уровень середины лета 2019 г. немногим более, чем на 50%, на арматуру и холоднокатаный прокат — на 65-70%, на оцинкованную сталь — на 80-85%. При вычитании из этих чисел падения курса рубля на 39% за пять лет получаем интервал от чуть более 10% (горячекатаный прокат) до почти трети у оцинковки.
В общем, выше, чем на мировом рынке в целом. Более значительный рост произошел только в Европе, где стальная продукция в долларах поднялась на 25-30% за пять лет. Но этот результат во многом был достигнут благодаря европейскому протекционизму. Однако, учитывая долларовую инфляцию, не факт, что производители стальной продукции вообще остались в плюсе.
Таким образом, нельзя сказать, что российские металлурги — это какие-то особенно «богатенькие буратины». Они сорвали банк в 2021 г., но с тех пор рынки сильно охладились, вернувшись в свое достаточно депрессивное состояние конца прошедшего десятилетия. Заграница нам больше не помощник, а основные возможности для роста находятся внутри страны.
В связи с этим в завершение все-таки хочется сказать оптимистичное: «Будет и на нашей улице праздник!»
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".
Приглашаем всех принять участие в выставках и конференциях, которые состоятся во второй половине 2024 г.! Ближайшие из них состоятся в начале осени. В Костроме 12-13 сентября пройдет очень актуальная по нынешним временам конференция "Сервисные металлоцентры России", 19-20 сентября Екатеринбург и Каменск-Уральский примут конференцию "Медь, латунь, бронза: тенденции производства и потребления", а 26-27 сентября в Череповце состоится 13-я Международная конференция "Проволока-крепеж".